Бюджетный процесс

Бюджетный процесс — это регламентируемая нормами права деятельность органов государственной власти и местного самоуправления по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению бюджетов, и внебюджетных внебиржевых фондов, а также по контролю за их исполнение.

Задачи

Задачами бюджетного процесса являются:

  1. Максимальное выявление всех материальных и финансовых резервов в целях достижения прогресса на пути развития рынка;
  2. Определение дохода бюджета по отдельным налогам и другим платежам, а также общего объема в соответствии с прогнозами и целевыми программами социально-экономического развития;
  3. Установление расходов бюджета по целевому назначению, а также общего объема исходя из потребности бесперебойного финансового развития всех муниципальных предприятий, предусмотренных бюджетом;
  4. Согласование бюджета с общей программой финансовой стабилизации направленной на преодоление инфляции и обеспечение устойчивости национальной денежной единицы.
  5. Усиление контроля за финансовой деятельностью юридических лиц и доходами отдельных граждан при выполнении ими бюджетных обязательств.

Участники

Согласно ст. 151 БКРФ в систему органов обладающих бюджетными полномочиями входят:

  • Финансовые органы;
  • Органы денежно-кредитного регулирования;
  • Органы государственного (муниципального) контроля.

Участниками бюджетного процесса являются:

  • Президент РФ;
  • Органы законодательной (представительной) власти;
  • Органы исполнительной власти;
  • Органы денежно-кредитного регулирования;
  • Главные распорядители и распорядители бюджетных средств, а также кредитные организации, осуществляющие операции со средствами бюджета;
  • Бюджетные учреждения и другие получатели бюджетных средств, а также кредитные организации, осуществляющие операции со средствами бюджета.

Составление проекта бюджета

Составление проектов бюджетов предшествует разработка планов-прогнозов развития территориальных и целевых программ, на основании которых органы исполнительной власти разрабатывают постатейно бюджетные расходы и составляют расчеты для определения доходов бюджета.

Совет Министров РФ, советы министров республик в составе РФ, органы исполнительной власти субъектов РФ и МСУ ежегодно до начала рассмотрения проектов бюджета в законодательных органах, делают бюджет достоянием гласности.

Работа по составлению проекта государственного бюджета начинается до начала первого бюджетного года. Проект бюджета разрабатывается органами исполнительной власти, как правило, Минфином (казначейством).

При составлении проекта бюджета ставятся следующие цели:

  • Активное воздействие его на повышение эффективности экономики;
  • Обеспечение согласованности финансовых и других ресурсов с экономическими и социальными программами-прогнозами правительства;
  • Установление необходимых пропорций и приоритетов в расходовании средств;
  • Изыскание источников для покрытия дефицита бюджета.