Государственные закупки

Государственные закупки (сокр. госзакупки; на англ. government procurement, public tendering, public procurement) — это покупка товаров, работ и услуг для нужд государства за счет бюджетных средств. Закупки могут охватывать все сферы рынка, это может быть и приобретение медикаментов, и покупка автомобилей, и строительство. Чтобы в закупках не было места коррупции, их принято осуществлять по определенной схеме.

Основные принципы государственных закупок в России

Главными критериями для проведения госзакупок можно назвать следующие:

  • Справедливость и равенство по отношению к участникам торгов. Всем поставщикам, которые принимают участие в конкурсе, предоставляются равные права, возможности участия и равный доступ к информации.
  • Открытость и прозрачность. Госзаказчик обязан публиковать всю информацию о ходе проведения торгов на сайте государственных закупок и давать извещение в СМИ о мероприятиях, связанных с закупками.
  • Эффективное использование государственных средств. Товары и услуги должны приобретаться за минимально возможные средства. Практика показывает, что уже сейчас, благодаря открытому размещению заказов на сайте госзакупок, удается оптимизировать расходы бюджета.
  • Ответственность. Должна вестись строгая отчетность по госзакупкам и обосновываться причины, по которым выбран тот или иной исполнитель. В случае сговора ответственность будут нести обе стороны, при этом исполнитель попадает в реестр, где указаны недобросовестные поставщики. Контроль за проведением тендера осуществляет ФАС.

Процедура проведения государственных закупок в России

Официальные сайты

В соответствии с действующим законодательством государственные закупки проводятся в виде тендеров (открытых конкурсов). Вся информация о предстоящих, действующих и завершенных тендерах должна размещаться на сайте государственных закупок. У каждого региона страны есть свой сайт. Все сайты устроены одинаково, это облегчает поиск для поставщиков. Информация на сайте открыта для всех, она постоянно обновляется и должна быть всегда актуальной.

На сайте, где проводился конкурс, организаторы обязаны опубликовать списки участников, объявить итоги и назвать победителя. Для достижения прозрачности указываются суммы заключенных контрактов и сэкономленных средств.

Способы размещения госзакупок

Сейчас заказы на закупки можно разместить различными способами: конкурсы, электронные торги, запрос котировок или закупки у одного поставщика.

Кроме того, есть одноэтапные и двухэтапные тендеры. В ходе проведения одноэтапного тендера требования к госзакупкам остаются неизменными. Во время проведения двухэтапного тендера могут произойти некоторые изменения. Сначала ведутся переговоры с поставщиками и лишь на втором этапе формулируются точные требования к поставкам.

Проведение открытых аукционов в электронной форме

Аукционы в электронной форме представляют все больший интерес. Этот способ не требует больших средств и прост в реализации. В результате проведения аукциона достигается максимальная прозрачность выбора поставщика, потому что госзаказчик не знает, кто предлагает те или иные условия. Поставщики получают через сайт госзакупок зашифрованные наименования, чтобы сохранять анонимность.

Данный способ имеет ряд преимуществ. Во-первых, не требуется разрабатывать документацию, информация о тендерах уже содержится на сайте. Во-вторых, госзакупки могут быть проведены в кратчайшие сроки. И в-третьих, достигается максимальная экономия средств.

Когда победитель тендера определен, необходимо четко обговорить условия контракта. Все заключенные контракты попадают в реестр, размещенный на сайте государственных закупок.

Внешние ссылки

Законодательство

См. также

  • [[Муниципальный заказ]]
  • [[B2G|Бизнес для правительства]]