Рынок труда

Рынок труда — это система общественных отношений государства, характеризующаяся экономическими отношениями между спросом и предложением рабочей силы, экономическими и социальными интересами работодателей, и наемных рабочих.

Нормальное функционирование рынка имеет большое значение в обществе:

  • Создается ВНП;
  • Обеспечивает занятость
  • Увеличивает емкость рынка товаров;
  • Увеличивает жизненный уровень населения, что в свою очередь увеличивает прогресс, мотивацию.

Содержание

  1. Участники
  2. Функции
  3. Сегменты
  4. Виды
  5. Конъюнктура рынка
  6. См. также

Участники

  • Государство (служба занятости)
  • Субъекты экономики (работодатели, наемные рабочие)
  • Профсоюзы

Функции

  • Организация взаимоотношений работодателей и рабочей силы;
  • Обеспечение конкурентности, как между работодателями, так и между наемными работниками;
  • Установление равновесных ставок заработной платы;
  • Обеспечение занятости;
  • Поддержка безработных;
  • Перераспределение рабочей силы по сферам и отраслям.

Сегменты

  • Первичный рынок труда — формируется наибольшими привлекательными видами работ;
  • Вторичный рынок труда — формируется там, где нет гарантии занятости, низкая заработная плата, ограничены перспективы роста.

Виды

  • Открытый рынок труда — это экономически активное население, которое ищет работу и нуждается в подготовке, переподготовке, а также все вакантные рабочие места во всех секторах экономики.
  • Скрытый рынок труда — это лица, которое формально заняты в экономике, но в то же время в связи с сокращением производства (изменением структуры) могут быть высвобождены.
  • Текущий рынок труда — это удовлетворенный спрос на труд; образуется за счет механического движения рабочей силы и рабочих мест (ввод новых выбытия старых). Его элементами являются открытый и скрытый, а также национальной, отраслевой, региональный рынки.

Конъюнктура рынка

Конъюнктура и характеристика рынка труда характеризуется спросом, предложением и структурой.

  • Структура — процентное соотношение предложение и спроса мест по регионам, профессиям, квалификациям, возрасту, полу;
  • Спрос — рабочие места;
  • Предложение — рабочая сила, труд;

На формирование конъюнктуры рынка влияют:

  • Состояние экономики;
  • Предпринимательство;
  • Средний уровень заработной платы, благосостояния;
  • Развитие отдельных отраслей;
  • Миграция;
  • Расширение неопределенной сферы;
  • Развитие финансовых инструментов;
  • Политические факторы;
  • Национальные факторы.

В зависимости от спроса и предложения конъюнктура рынка может быть:

  • Трудодефицитной — недостаток рабочей силы (предложения труда);
  • Трудоизбыточной — большое число безработных;
  • Равновесной.

См. также