Финансы некоммерческих предприятий

[[Финансовые ресурсы]] некоммерческих организаций — это [[деньги|денежные средства]] мобилизируемые ими из различных источников на осуществление и расширение своей деятельности.

Одни из услуг, оказываемых такими организациями, могут предоставляться бесплатно, другие только платно, третьи в сочетании того и другого.

Так в сферах государственного управления и обороны страны, где речь идет об оказании услуг обществу в целом, они предоставляются бесплатно. Некоторые услуги в области культуры, искусства, юриспруденции предоставляются потребителям только платно. Это услуги зрелищных предприятий, работа выставок, нотариата, адвокатуры и т.д. Преобладающую массу услуг составляет услуги социально культурного характера, которые предоставляют услуги социально-культурного характера, которые предоставляются как платно, так и бесплатно. Конкретный состав финансовых ресурсов, направляемых на удовлетворение социально-культурных потребностей. Зависит от характера этих потребностей.

Здесь можно выделить 3 группы:

  1. Потребности, имеющие огромное значение для всего общества, а потому их удовлетворение не должно зависеть от уровня получаемого каждым гражданином дохода и должно гарантироваться конституцией (например, наличие начального образования);
  2. Потребности, имеющие общественно значимый характер, но в силу ограниченности государственных ресурсов, покрываемые ими лишь частично в пределах минимума (минимальный уровень медицинского обслуживания населения, образование и т.д.).
  3. Индивидуальные потребности граждан, связанные с их отдыхом и охранной здоровья, обеспеченностью жильем и т.д., которые не покрываются за счет общества.

Источники финансовых ресурсов

В настоящее время для финансирования некоммерческих учреждений и организаций, оказывающих услуги социально-культурного характера используется следующими источниками:

  • Бюджетные средства, выделяемые на основе установленных нормативов. Нормативы бюджетного финансирования выполняют роль цены тарифа на предоставляемые работы, услуги государством потребителю. Нормативы должны быть ориентированы на конечные результаты деятельности учреждений.
  • Денежные средства государственных и муниципальных, частных и кооперативных предприятий, общественных организаций, граждан, поступающие за выполнение работы согласно заключенным с юридическими лицами договора и заказы населения. Например: поступление денежных средств за оказание сверхнормативных (дополнительных) услуг в сфере образования, здравоохранения и т.д. При этом ассигнования из бюджета не уменьшаются, а полученные денежные средства увеличивают финансовые ресурсу учреждения.
  • Поступления от оказания платных услуг населению и другим потребителям. Платные услуги предоставляются в соответствии с прейскурантом. При этом оказание платных услуг (работ) не может осуществляться взамен деятельности, финансируемой из бюджета.

Финансовые ресурсы общественных объединений и реформа финансирования непроизводственной сферы

Общественные объединения — это часть общественно политической системы страны, создаваемые на основе принадлежности к одной социальной группе, интересов, идеологии и т.д.

Их финансовые взаимосвязи обусловлены способом организации и деятельностью объединений. Добровольность создания общественных объединений приводит к тому, что основным источником их финансовых ресурсов являются вступительные и членские взносы; использование ими бюджетных средств является недопустимым. Общественный характер деятельности исключает возможность использования собственности объединений для извлечения их членами индивидуальных доходов.

Формируемые финансовые ресурсы направляются на покрытие расходов, обусловленных уставом объединения.

[[Финансы]] общественных объединений включают следующие денежные отношения:

  • Между общественными объединениями и их членами – по уплате взносов и различными выплатам и льготам;
  • Общественных объединений с предприятиями в связи с получением одних пожертвований;
  • Внутри учреждения по формированию и использованию фондов;
  • Между нижестоящими и вышестоящими общественными объединениями по передаче доходов и оказанию помощи со стороны.

Рост доходов от хозяйственной деятельности позволяет общественным объединениям увеличивать свое имущество и снижать долю членских взносов в общей сумме доходов.

В конце 80-ых годов прошлого века началась перестройка хозяйственного и соответственно финансового механизма организации непроизводственной сферы. Это позволило:

— существенно расширить самостоятельность учреждений, которые получили возможность использовать находящиеся в их распоряжении материальные, трудовые и часть финансовых ресурсов (сдавать в аренду основные средства, продавать их или списывать с баланса);

— осуществить переход многих учреждений непроизводственной сферы на платные начала функционирования;

— пересмотреть тарифы на оказываемые услуги;

— внедрить различные методы организации и оплаты труда.

Новый финансовый механизм характеризуется сочетанием бюджетного финансирования с развитием платных услуг (работ). При этом сочетание платно/бесплатно должно быть разумным. Улучшилась система экономического стимулирования результатов деятельности трудовых коллективов.