Экспортный потенциал России

Экспортный потенциал является составной, органической частью национальной экономики. Он представляет собой способность национальной экономики производить продукцию, конкурентоспособную на мировых рынках, и экспортировать ее в достаточных объемах по мировым ценам. Его стратегическая роль заключается в том, что он должен стать инструментом активизации имеющихся и потенциальных конкурентных преимуществом российской экономики в международном разделении труда, средством содействия выходу нашей страны на путь стабильного и ускоренного качественного экономического роста. В этой связи профилирующей и наиболее сложной является проблема развития и диверсификации экспортного потенциала страны.

Ситуация, сложившаяся к настоящему времени в экспортном секторе экономики России, свидетельствует, что ни объем, ни форма государственной поддержки экспортоориентированных производств не могут считаться удовлетворительными и достаточными для формирования предпосылок осуществления активной экспортной экспансии на внешних рынках. Решение данной проблемы как важнейшей составляющей развития национального хозяйства в целом представляет для России крайне важное значение.

Объектом данного исследования выступает процесс формирования и использования отечественного экспортного потенциала в условиях трансформирования внешнеэкономической политики России.

Предметом исследования является система экономических отношений в области формирования и реализации внешнеэкономической политики России в форме экспортной экспансии.

Теоретической и методологической базой исследования являются научные публикации российских ученых и зарубежных авторов в области международных экономических отношений и международной торговли; положения в рамках соглашений ГАТТ/ВТО; данные международной статистики и Госкомстата РФ; исследования международных организаций и НИИ РАН, аналитических материалы Минэкономразвития РФ, программные документы Правительства России в области развития экспорта.

Содержание

  1. Экономическая характеристика экспортного потенциала России
    1. Содержание и сущность экспортного потенциала России
    2. Место и роль государства в формировании экспортного потенциала
    3. Нормативно-правовое регулирование экспорта
  2. Особенности формирования и развития экспортного потенциала России
    1. Место и роль сырьевого комплекса в формировании экспортного потенциала
    2. Несырьевой комплекс и его участие в экспортном потенциале
  3. Источники информации

Экономическая характеристика экспортного потенциала России

Содержание и сущность экспортного потенциала России

Экспортный потенциал является составной частью экономического потенциала, который также включает в себя производственный, научно-технический, трудовой, инвестиционный, информационный потенциалы.

Экспортный потенциал — это способность национальной экономики производить продукцию, конкурентоспособную на мировых рынках, и экспортировать ее в достаточных объемах по мировым ценам.

Он, является составной, органической частью национальной экономики, развивается по тем же законам и в тех же условиях, как и весь народнохозяйственный комплекс страны. Экспортный потенциал может дать не только дополнительные ресурсы, которые при их целенаправленном и эффективном использовании могли бы стимулировать экономический рост. Его стратегическая роль заключается в том, что он должен стать инструментом активизации имеющихся и потенциальных конкурентных преимуществ российской экономики в международном разделении труда, средством содействия выходу нашей страны на путь стабильного и ускоренного качественного экономического роста. В этой связи профилирующей и наиболее сложной является проблема развития и диверсификации экспортного потенциала страны. Это — главное, что будет определять траекторию количественного и качественного роста внешней торговли в перспективе, масштабы и эффективность участия России в международном разделении труда в условиях быстро развивающегося процесса глобализации мировой экономики и мирохозяйственных связей.

Серьезные сдвиги в мировом экспорте, произошедшие в последние десятилетия прошлого века, диктуют необходимость уточнить вышеприведенное определение экспортного потенциала применительно к современным условиям. Под влиянием бурного развития научно-технического прогресса, в первую очередь информационно-коммуникационных технологий, составной частью мирового и национального экспорта, наряду с товарным компонентом, стали коммерческие услуги. Совокупный стоимостной объем экспорта стал подразделяться на его товарную и нетоварную части. Экспортный потенциал можно было бы определить, как способность национальной экономики, ее секторов, отраслей, предприятий и компаний производить конкурентоспособные на мировом рынке товары и услуги путем использования как сравнительных национальных преимуществ (масштабные природные ресурсы, благоприятные географические, инфраструктурные и другие факторы, высокая производительность труда и т.д.), так и новых конкурентных преимуществ, основанных не достижениях науки и научно-технического прогресса. Россия располагает набором как сравнительных национальных преимуществ, так и новых, технологических преимуществ, представленных накопленным интеллектуальным и научно-техническим потенциалом, хотя и серьезно ослабленным за прошедшие годы рыночных преобразований.

Экспортный потенциал и его фактическая реализация являются основными индикаторами конкурентоспособности и служат подтверждением реальных конкурентных преимуществ и инструментом продвижения национальных интересов в масштабах мирового хозяйства. Нынешняя специализация России в международном разделении труда на поставках топлива и сырья — вполне объективное явление. Оно отражает исторически сложившуюся производственную структуру отечественной экономики с преобладанием базисных сырьевых и низкотехнологичных производств, ее реальные возможности выхода на внешние рынки на современном этапе развития. При этом содержание экспорта приняло ярко выраженный монокультурный характер: его динамика практически определяется возможностями и условиями сбыта трех товаров — нефти, нефтепродуктов и природного газа.

Место и роль государства в формировании экспортного потенциала России

Одним из важнейших направлений экономической политики Российской Федерации на современном этапе является развитие экспорта, увеличение в его структуре доли продукции с высокой степенью переработки и повышение конкурентоспособности российской продукции на внешнем рынке.

Необходимость укрепления экспортного потенциала Российской Федерации продиктована исключительной значимостью экспорта как фактора развития национальной экономики. Российская Федерация заинтересована в оказании поддержки российским организациям-экспортерам, так как это обеспечивает увеличение объемов отечественного производства, рост налоговых поступлений в бюджет и создание дополнительных рабочих мест. Исчерпание экстенсивных факторов роста российского экспорта товаров сырьевой группы, сокращение удельного веса машинотехнической продукции в национальном экспорте, а также постоянное ужесточение степени международной конкуренции на внешних рынках на фоне активной государственной поддержки экспорта за рубежом и применения развитыми странами защитных мер в интересах собственных отраслевых производств, подтверждает необходимость мер со стороны государства в области содействия развитию прогрессивной качественной структуры экспортного потенциала России.

Для повышения заинтересованности производителей экспортной продукции в развитии экспортного потенциала и его практической реализации государственная поддержка осуществляется методами тарифного и нетарифного регулирования, льготного налогообложения и кредитования, государственного страхования экспортных операций и другими средствами государственного регулирования.

Особый интерес вызывает деятельность экспортных кредитных агентств (ЭКА). Сфера деятельности ЭКА охватывает предоставление страховок или гарантий по займам финансовых учреждений покупателям в странах-импортерах; страховок или гарантий против неплатежей по кредитам, выданным экспортером покупателю в стране-импортере; прямых займов или кредитов импортерам. Государственные гарантии предоставляются для обеспечения платежных обязательств правительств иностранных государств и импортеров под гарантии иностранных правительств. По определению это означает, что часть гарантийного покрытия может превратиться во внешний долг иностранного государства перед Россией.

Другой распространенный в мире способ поддержки экспорта связан с деятельностью агентств по продвижению экспорта (АПЭ). Цель АПЭ — помощь экспортерам в поисках рынков сбыта для производимой продукции, а также предоставление информации о том, какие продукты востребованы на различных экспортных рынках. Теми видами поддержки экспорта, которые относятся к кругу деятельности АПЭ, в России занимается Министерство экономического развития.

В настоящее время в Российской Федерации государственная финансовая поддержка экспорта промышленной продукции определяется приоритетами международного сотрудничества, осуществляется в области предоставления кредитов правительствам иностранных государств и распространяется в основном на крупные комплектные поставки, строительство объектов за рубежом и содействие в рамках военно-технического сотрудничества. К основным факторам, сдерживающим развитие отечественного экспорта промышленной продукции, относятся: высокие риски финансовых потерь экспортеров при проведении экспортных операций; невыгодные условия кредитования экспортных операций. В Российской Федерации в целях совершенствования кредитования и гарантирования внешнеэкономических операций создано закрытое акционерное общество «Государственный специализированный Российский экспортно-импортный банк» (ЗАО «Росэксимбанк»), которое является агентом Правительства Российской Федерации по осуществлению государственной финансовой (гарантийной) поддержки экспорта промышленной продукции.

Другим методом государственной поддержки экспорта является использование системы налогового кредитования экспортеров по НДС. Во всех странах-экспортерах действует механизм, позволяющий национальным экспортерам использовать в производстве товары, закупленные на внутреннем рынке без уплаты или с возмещением внутренних налогов с оборота, что обеспечивает ценовую конкурентоспособность экспортируемых товаров на мировых рынках. Существует два основных механизма освобождения экспортеров от бремени НДС — система налогового кредитования экспортеров по НДС и система возмещения уплаченного НДС.

Особого внимания требует вопрос нетарифного регулирования экспорта, к которому относится квотирование и лицензирование.

Квотирование – регулирование внешнеэкономической деятельности путем ограничения вывоза отечественной продукции определенным количеством или суммой на установленный период времени. Квоты делятся на: глобальные и индивидуальные. Глобальное квотирование – на определенный период времени устанавливается лимит на количество или стоимость товара, который экспортируют вне зависимости от страны экспортера. Такой вид квотирования используется редко, поскольку существует опасность потерять рынки импортеров. Индивидуальное квотирование – устанавливается в рамках глобальной квоты; существует разделение, учитывающее доли импортеров в предыдущем году или обязательство покупать определенное количество товаров (на основе двусторонних соглашений). Чаще всего индивидуальные квоты носят сезонный характер, т.е. вводятся на определенный промежуток времени (например, в осенние периоды, когда реализуется продукция нового урожая). Лицензирование может быть как составной частью квотирования, так и самостоятельным инструментом регулирования. Лицензирование является основной формой осуществления экспортного контроля, т.е. контроля за экспортом товаров военного и двойного назначения(товаров, которые могут использоваться как в мирных, так и в военных целях), экспорт которых может угрожать национальной и международной безопасности.

Другой альтернативой реализации государственной поддержки экспорта является метод тарифного регулирования. При осуществлении экспортной операции таможенному обложению подлежат вывозимые из России товары во все без исключения государства, причем ставки экспортных пошлин едины для всех стран мира. Экспортный тариф России представляет перечень товаров с указанием ставок пошлин, а также перечень товаров, вывозимых из страны беспошлинно. Цель экспортного тарифа: регулирование внутрихозяйственной экономической политики и приспособление к мировой конъюнктуре. Вывозные пошлины удорожают экспорт, а иногда делают его менее выгодным, чем продажу товаров на внутреннем рынке. Это может привести к сокращению экспорта.

Расходы на содействие развитию экспортного потенциала в России не только значительно ниже тех, что имеют место в промышленно развитых и ряде развивающихся странах, но и ниже утвержденных показателей в собственных программах развития национального экспорта. Российское государство обязано найти финансовые ресурсы для диверсификации экономики и проведения макроэкономической политики в интересах всего общества и укрепления позиции страны на международной арене.

Нормативно-правовое регулирование экспорта

Нормативно-правовое регулирование внешнеэкономической деятельности среди других направлений финансово-хозяйственной деятельности предприятий и организаций представляется наиболее противоречивым и объемным.

Базовым документом, определяющим валютное регулирование в стране, является ФЗ РФ «О валютном регулировании и валютном контроле» от 10.12.03 г. № 173-ФЗ.

Содержание данного Закона определяет основные принципы валютных операций в стране, полномочия и функции органов валютного контроля, права и обязанности юридических и физических лиц в части владения, пользования и распоряжения валютными ценностями, а также их ответственность за соблюдение валютного законодательства.

Ст. 5 п.1. Закона устанавливает, что органами валютного регулирования в РФ являются ЦБ РФ и Правительство РФ.

ЦБ РФ определяет и устанавливает единые формы учета и отчетности по валютным операциям. В его компетенцию входит также установление порядка и сроков их представления. Наконец, в его функции входит подготовка и публикация статистической информации по валютным операциям.

В ФЗ РФ «О валютном регулировании и валютном контроле» определены принципы осуществления валютных операций в стране, полномочия и функции органов валютного регулирования и валютного контроля, а также права, обязанности и ответственность юридических и физических лиц в сфере валютных операций.

Нормативно-правовое регулирование внешнеэкономической деятельности распространяется на ее участников, состав которых представлен по законодательству РФ как резидентами, так и нерезидентами.

Резиденты представлены как физическими, так и юридическими лицами. Состав резидентов физических лиц представлен гражданами РФ, кроме тех из них, которые постоянно проживают за рубежом в соответствии с законодательством конкретного иностранного государства. К ним относятся также граждане, постоянно проживающие на территории РФ на основании вида на жительство, предусмотренного законодательством РФ, иностранные граждане и лица без гражданства.

В законе впервые более четко определены компетенции Правительства РФ и ЦБ России в области валютного регулирования.

В декабре 1995 г. подписано Соглашение об общих условиях и механизме поддержки развития производственной кооперации предприятий и отраслей государств-участников СНГ. Оно представляет собой договоренность его сторон на предмет поставок товаров, предоставления услуг в рамках совместной производственной кооперации и специализации производства и целых отраслей.

В соответствии со ст. 5 данного Соглашения стороны приняли на себя обязательства не применять ввозные и вывозные таможенные пошлины, налоги, акции и количественные ограничения в отношении товаров, поставляемых по кооперации.

Развитию взаимовыгодного внешнеэкономического сотрудничества между государствами-членами СНГ способствуют принятые ими Правила определения страны происхождения товаров, установленные Соглашением от 20 ноября 2009 года «О ПРАВИЛАХ ОПРЕДЕЛЕНИЯ СТРАНЫ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ТОВАРОВ В СОДРУЖЕСТВЕ НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ». Эти Правила распространяются на товары, которые были полностью произведены или подвергнуты достаточной переработке в этих государствах. Удостоверением, подтверждающим страну происхождения товара, служит сертификат о происхождении товара (ф. №СТ-1). Он выдается уполномоченным органом страны происхождения товара и предоставляется таможенному органу страны ввоза вместе с ГТД и другими документами, необходимыми для таможенного оформления.

Подтверждением подлинности сертификата о происхождении товара из данного государства являются:

  • письменная декларация экспортера о том, что товар удовлетворяет соответствующему критерию происхождения;
  • письменное удостоверение компетентного органа, выдавшего сертификат, подтверждающее подлинность представленных экспортером сведений.

Отсутствие надлежаще оформленного сертификата или сведений о происхождении не является основанием для непропуска товара. Таким основанием могут служить только вытекающие из международного соглашения условия, распространенные на данное государство-импортер и (или) причины, связанные с его национальным законодательством.

Товары, происхождение которых достоверно не установлено, пропускаются в страну ввоза с уплатой таможенных пошлин по максимальным ставкам страны ввоза. Другими словами, такие товары приравниваются к товарам из стран, не пользующихся в государстве-участнике СНГ преференциональным режимом или режимом наиболее благоприятствуемой нации.

Указанные режимы восстанавливаются для таких товаров, если в течение года с момента поставки (выпуска) таможенным органом импортера будет получено надлежаще оформленное удостоверение (сертификат), подтверждающее страну происхождения товара. Таким образом, импортер получает возможность избежать дополнительных расходов, связанных с оформлением таможенных платежей. Представляется разумным распространение системы сертификации на более широкий круг импортируемых товаров, в том числе вывозимых не только из государств СНГ.

Основополагающими законодательными актами, регулирующими экспорт, являются Закон РФ «О таможенном тарифе» (ТТ) и Таможенный кодекс РФ (ТК РФ).

Закон РФ «О таможенном тарифе» признает приоритет международного права над национальным в области внешней торговли.

Таможенный кодекс РФ впервые четко регламентировал правовую основу внешнеэкономических отношений в стране, установил механизм и порядок таможенного контроля.

На базе вышеназванных законов органами исполнительной власти различного уровня – от Правительства РФ до Федеральной таможенной службы РФ, Минфина РФ, Федеральной налоговой службы, а также других органов – формируются подзаконные акты, раскрывающие механизм таможенно-тарифного регулировования, процедуры его применения и связанные с этим действия субъектов ВЭД.

Особо следует отметить, что принятием постановления правительства РФ от 5 июня 2008 г. N 437 « О министерстве экономического развития РФ». Министерство экономического развития получило статус уполномоченного федерального органа исполнительной власти в области внешнеэкономической деятельности.

Учет участников внешнеторговой деятельности в системе таможенного регулирования ведется в целях идентификации юридических лиц и ИП, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность, связанную с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ, а также создания базы данных «Участник ВЭД» для оперативного получения объективной информации и дальнейшего ее обобщения в таможенных органах. Кроме того ведение учета данных участников создает основу для последующего использования в целях информирования и ориентации соответствующих служб по таможенному оформлению и таможенному контролю в части принятия ими оперативных мер и применения адекватных форм и методов таможенного контроля.

Кроме того, из программных документов, отдельной программы развития экспорта в РФ на данный момент не принято. Но вопросы развития экспорта рассматриваются в рамках других программ. Например, в программе « Развитие экспорта транспортных услуг» (2010-2015 годы), разработана подпрограмма «Развитие экспорта транспортных услуг». Целями данной подпрограммы являются:

  • повышение конкурентоспособности транспортной системы Российской Федерации и реализация транзитного потенциала страны;
  • улучшение инвестиционного климата и развитие рыночных отношений на транспорте.

Задачами подпрограммы являются:

  • обеспечение сбалансированного и эффективного развития транспортно-технологической инфраструктуры;
  • повышение конкурентоспособности международных транспортных коридоров;
  • формирование и отработка механизмов проектного управления инвестициями на условиях государственно-частного партнерства.

Также разрабатываются программы развития экспорта в рамках развития отдельных областей. Например, программы развития Калининградской, Нижегородской областей.

В Нижегородской области – это «Концепция развития малого и среднего предпринимательства на территории Нижегородской области до 2020 года», утвержденная Губернатором Нижегородской области В.П.Шанцевым 25 ноября 2008 года, в которой предусмотрен раздел «Развитие экспортного потенциала».

Либо же направления развития экспортного потенциала предусмотрены в программах развития отдельных отраслей. Примером такой программы может служить Приказ Министерства промышленности и энергетики РФ от 14 марта 2008 г. N 119 « Об утверждении стратегии развития химической и нефтехимической промышленности на период до 2015 года».

Постановлением Правительства РФ от 19 февраля 2008 г. N 100 « О порядке осуществления государственной корпорацией «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк) страхования экспортных кредитов от коммерческих и политических рисков» устанавливает единые правила страхования экспортных кредитов.

Отдельные аспекты повышения экспортного потенциала освещены в «Концепции внешней политики РФ», утверждена 12.07.2008 № ПР-1440 и « Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ до 2020 года» от 17.11.2008 года № 1662-р.

Особенности формирования и развития экспортного потенциала России

Место и роль сырьевого комплекса в формировании экспортного потенциала России

Топливно-сырьевой комплекс составляет основу российского экспорта, что свидетельствует о его высокой конкурентоспособности на мировом рынке. В настоящее время состояние ведущих экспортоориентированных отраслей (топливно-энергетического комплекса, металлургической промышленности, лесопромышленного комплекса и др.) характеризуется следующими показателями:

  • постепенное истощение старых месторождений и рост затрат на разведку и развитие технологий для повышения эффективности добычи, необходимость строительства новых трубопроводов (прежде всего, нефтяная и газовая отрасли);
  • необходимость модернизации основных фондов (характерна для всех отраслей);
  • высокие транспортные издержки (для большинства экспортоориентированных отраслей).

Таким образом, ТЭР — это богатство России. Топливно-энергетическая промышленность РФ тесно связана со всеми отраслями народного хозяйства, имеет огромное значение для российской экономики. Спрос на ТЭР всегда опережает предложение, поэтому в успешном развитии нашей топливно-энергетической промышленности заинтересованы практически все развитые государства мира. Природа щедро наделила нашу страну энергетическим сырьем. Она располагает примерно четвертью всех энергоресурсов планеты: 27% мировых запасов газа, 13% нефти, 30% угля, 14% урана. Для российской территории характерна невысокая степень разведанности ресурсов, то есть изученности недр на базе новейших геологоразведочных технологий. Например, степень разведанности ресурсов нефти составляет 34%, газа — лишь 25%[1].

О товарной структуре экспорта можно судить по таблице №1.

Таблица №1 — ТОВАРНАЯ СТРУКТУРА ЭКСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

(в фактически действовавших ценах)

1995 2000 2004 2005 2006 2007 2008 2009
Миллиардов долларов США
Экспорт — всего 78,2 103 182 241 301 352 468 302
в том числе:
продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье (кроме текстильного) 1,4 1,6 3,3 4,5 5,5 9,1 9,3 10,0
минеральные продукты 33,3 55,5 105 156 199 228 326 203
продукция химической промышленности, каучук 7,8 7,4 12,0 14,4 16,7 20,8 30,2 18,7
кожевенное сырье, пушнина и изделия из них 0,3 0,3 0,4 0,3 0,4 0,3 0,4 0,2
древесина и целлюлозно-бумажные изделия 4,4 4,5 7,0 8,3 9,5 12,3 11,6 8,4
текстиль, текстильные изделия и обувь 1,1 0,8 1,1 1,0 1,0 1,0 0,9 0,7
металлы, драгоценные камни и изделия из них 20,9 22,4 36,7 40,6 48,9 56,0 61,8 38,7
машины, оборудование и транспортные средства 8,0 9,1 14,1 13,5 17,4 19,7 22,8 17,9
прочие 1,0 1,6 2,1 2,5 3,1 4,4 4,5 3,8
В процентах к итогу
Экспорт — всего 100 100 100 100 100 100 100 100
в том числе:
продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье (кроме текстильного) 1,8 1,6 1,8 1,9 1,8 2,6 2,0 3,3
минеральные продукты 42,5 53,8 57,8 64,8 65,9 64,9 69,8 67,4
продукция химической промышленности, каучук 10,0 7,2 6,6 6,0 5,6 5,9 6,4 6,2
кожевенное сырье, пушнина и изделия из них 0,4 0,3 0,2 0,1 0,1 0,1 0,1 0,1
древесина и целлюлозно-бумажные изделия 5,6 4,3 3,9 3,4 3,2 3,5 2,5 2,8
текстиль, текстильные изделия и обувь 1,5 0,8 0,6 0,4 0,3 0,3 0,2 0,2
металлы, драгоценные камни и изделия из них 26,7 21,7 20,2 16,8 16,3 15,9 13,2 12,9
машины, оборудование и транспортные средства 10,2 8,8 7,8 5,6 5,8 5,6 4,9 5,9
прочие 1,3 1,5 1,1 1,0 1,0 1,2 0,9 1,2

По данным www.gks.ru

Таким образом, в структуре экспорта преобладает экспорт минеральных продуктов и его доля постоянно растет. Меньшую долю составляет экспорт пушнины и продовольственных товаров (их доля колеблется около 1 %)

Структуру экспорта важнейших видов товаров можно проследить по таблице №2.

Таблица №2 — ЭКСПОРТ ВАЖНЕЙШИХ ТОВАРОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

1995 2000 2004 2005 2006 2007 2008 2009
Экспорт — всего, млн. долл. США 78217 103093 181600 241473 301244 351930 467581 301745
Рыба свежая и мороженая*, тыс. т 105 1060 1136 1265 1264 1223 1274 1294
Пшеница и меслин, тыс. т 144 594 4716 10348 9724 14513 11764 16827
Руды и концентраты железные, млн. т 13,9 19,2 17,0 18,2 22,9 25,6 22,6 20,5
Уголь каменный, млн. т 29,5 44,1 72,0 79,8 91,4 98,0 97,5 105
Нефть сырая, млн. т 116 145 258 253 248 258 243 247
Нефтепродукты, млн. т 46,5 62,7 82,4 97,1 104 112 118 124
Газ природный, млрд. м3 180 194 200 207 203 192 195 168
Электроэнергия, млн. кВт× ч 16684 15132 19201 22568 20927 18464 20738 17923
Удобрения минеральные азотные, тыс. т:
в физическом весе 8143 9323 9342 10181 10583 10147 9777 11374
в пересчете на 100% питательных веществ 3546 3756 3860 4852 3853 3694 4448
Удобрения минеральные калийные, тыс. т:
в физическом весе 4249 4697 7594 8775 8039 9632 9660 3520
в пересчете на 100% питательных веществ 2841 4585 5281 4852 6068 5916 2149
Удобрения минеральные смешанные, тыс.т 3845 6312 7970 7373 7325 7273 6003 6748
Лесоматериалы необработанные, млн. м3 18,4 30,9 41,6 48,0 51,1 49,4 36,8 21,7
Черные металлы, млн. долл. США 7156 6733 16965 18698 18904 22435 28649 15593
Чугун передельный, тыс. т 2863 3691 5546 5292 6101 5805 5449 4630
Медь, тыс. т 471 649 340 311 271 286 206 510
Никель необработанный, тыс. т 153 198 252 262 260 256 253 245
Алюминий необработанный, тыс. т 2251 3203 3538 3690 4064 3352 3454 3636
Автомобили легковые, тыс. шт. 210 116 131 131 126 131 132 41,9
Автомобили грузовые, тыс. шт. 22,9 12,9 41,4 49,2 51,8 55,1 44,5 15,5

* Включая рыбу, не подлежащую доставке для оформления на таможенную территорию Российской Федерации

Данные о структуре экспорта можно представить также графически в диаграмме №1.

ТОВАРНАЯ СТРУКТУРА ЭКСПОРТА И ИМПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

(в процентах)

Диаграмма №1 — Экспорт

Экспорт за 2008 и 2009 годыДиаграмма №2 — Импорт

Импорт за 2008-2009 годы
Нефтегазовый комплекс (НГК) — комплекс отраслей по добыче, транспортировке и переработке нефти и газа и распределению продуктов их переработки является главным источником налоговых и валютных поступлений государства. На долю НГК приходится 12% промышленного производства России и 3% занятых в нем работников[2].

Одна из важнейших проблем развития нефтяной промышленности России — резкое ухудшение состояния сырьевой базы комплекса как в количественном (сокращение объема), так и в качественном (рост доли трудноизвлекаемых запасов) отношениях. Положение настолько серьезно, что государство пригрозило возможным повышением экспортных пошлин на нефть, если нефтяные компании не увеличат инвестиции в геологоразведку. Около 76% разведанных запасов нефти России приходится на 12 уникальных и 156 крупных месторождений, которые являются основными объектами разработки. В Западно-Сибирской — основной добывающей провинции — разведанных запасов нефти сосредоточено 72,2%, в Урало-Поволжье — 15,2%, в Тимано-Печерской нефтегазоносной провинции — 7,2%, на неосвоенных территориях Республики Саха, в Красноярском крае, Иркутской области и на шельфах Печерского и Охотского морей около 3,5%[3]. Динамика добычи и экспорта нефти представлена на рисунке, расположенном ниже.

Динамика добычи и экспорта нефти

Начиная с 1994 г. приросты запасов нефти не компенсируют текущую добычу. Уменьшаются размеры открываемых месторождений не только в освоенных регионах, но и на новых перспективных площадях. Основные приросты запасов получены за счет доразведки ранее открытых залежей, а также перевода запасов из предварительно оцененных в разведанные. Ускоренно растут объемы списания запасов как неподтвердившихся. Степень выработанности запасов велика не только в «старых» районах добычи нефти (Урало-Поволжье, Северный Кавказ, суша о-ва Сахалин), значительно выработаны крупнейшие месторождения в Западной Сибири: Самотлорское (65%), Федоровское (58%), Мамонтовское (72%); в республике Коми: Усинское (58%); в Урало-Поволжье: Ромашкинское (85%), Арландское (77%)[4].

Прогнозные запасы природного газа в России оцениваются в 236 трлн куб. м., а достоверные — в 29-48 трлн куб. м, или 27% всех мировых запасов. Эти цифры гипнотизируют многих. Однако запасы из недр еще нужно извлечь и транспортировать до потребителей. И то и другое требует огромных вложений в газовую инфраструктуру. В оценках перспектив добычи газа согласия намного меньше, чем в отношении нефти. Прогнозы различаются от сохранения нынешнего уровня добычи до увеличения ее до 702-722 млрд куб. м в 2010 г. и 720-780 млрд куб. м — в 2020 г[5]. Современная добыча газа в России базируется на трех месторождениях-гигантах, из которых Медвежье уже вошло в стадию падающей добычи, Уренгой близко к этому состоянию, а Ямбург пока работает на пике своих возможностей. Инвестиции в газовую отрасль на 80% направляются на возмещение выбытия мощностей, их ремонт и реконструкцию, чтобы обеспечить достигнутый уровень добычи и транспорта. Континентальный шельф арктических морей России общей площадью 3,9 млн. км2 содержит 100 млрд. тонн углеводородов[6]. Неразведанные ресурсы природного газа в 2,3 раза превышают добытые, текущие, разведанные и предварительно выявленные запасы. Распределение неразведанных запасов углеводородов (нефти, газа и конденсата) по регионам России приведено ниже в таблице №3.

Таблица №3 — РАСПРЕДЕЛЕНИЕ НЕРАЗДЕЛЕННЫХ ЗАПАСОВ УГЛЕВОДОРОДОВ ПО РЕГИОНАМ[7]

Регионы Нефть Газ Конденсат
Cеверные районы 3,9 0,8 0,8
Волго-Уральский 7,9 4,5 12,6
Северо-Кавказский 0,9 0,6 0,4
Западно-Сибирский 45,3 27,1 35,3
Восточно-Сибирский 16,6 18,3 19,1
Дальневосточный 4,5 6,2 4,2
Шельфы морей 20,9 42,5 27,6
из них: Баренцева 5,0 16,0 4,6
Карского 5,5 21,1 15,0
Охотского 2,9 3,2 1,5

Из других энергоносителей наиболее крупными являются запасы каменного угля. Неразведанные запасы угля уникальны (порядка 5 трлн. т)[8].

Возможности наращивания добычи угля значительны, но его темпы ограничены. В этой отрасли работают преимущественно частные компании, способные увеличивать добычу вслед за ростом спроса на уголь. Проблемы развития угольной отрасли в основном связаны с низким спросом, обостряющейся нехваткой кадров и ростом числа аварий.

Вышеприведенные данные свидетельствуют о высокой надежности долговременного развития ТЭК России с учетом удовлетворения собственных потребностей и экспорта. Главная проблема состоит в привлечении инвестиций, внедрении современных технологий и организации работ на всех этапах геологоразведки, добычи и переработки нефти и газа.

Следующими по значимости для сырьевого комплекса России после ТЭК является металлургическая промышленность и лесопромышленный комплекс. Россия занимает четвертое место в мире по производству стали и чугуна (после Китая, Японии и США). На экспорт уходит около половины металла, в последнее время рост потребления отмечен и в России. Всего эта отрасль производит более 60 млн. тонн стали, 40 млн. тонн чугуна и 5 млн. тонн труб. Российская сталь является самой конкурентно способной продукцией в мире, как в цене, так и по качеству. Отечественные стальные компании являются одними из самых прибыльных. Выплавка алюминия – одного из важнейших, стратегического значения металлов – отличается высокой концентрацией производства в немногих государствах мира. Сейчас десять стран дают более ¾ алюминия в мире. Алюминий в последнее десятилетие стал важным экспортным товаром: на экспорт идет более половины металла, выплавляемого во многих странах мира. Крупнейшим экспортером этого металла стала Россия из-за резкого падения его потребления внутри страны. В среднем из страны вывозится около 80% произведенного алюминия, а ее доля на мировом рынке первичного алюминия достигла 22%. Медная промышленность удерживает второе место по объему выплавки в цветной металлургии после алюминия. Россия по выплавке меди занимает 2-ое место в мире. Всего в мире производится около 12 млн. т. меди, из них на РФ приходится более 600 тыс. тонн. РФ обладает крупнейшими запасами платины и палладия (в общемировом производстве — 15% и 75%). На Россию приходится 40% мировой добычи никеля. Также в нашей стране производится около 9% золота в мире. Россия обладает 2-ой по значимости в мире алмазной индустрией (оборот этой отрасли около 3 млрд. долл. в год)[9]. Стратегия сырьевых отраслей отечественной индустрии заключается в расширении географии поставок, постоянном снижении издержек и повышении качества продукции.

На Россию приходится 1/5 всех лесов мира и ¼ мировых запасов древесины. Аналитики оценивают потенциал лесопромышленного комплекса в 30-40 млрд. долл. Однако оборот отрасли на сегодняшний день едва превышает 5 млрд. долл[10]. Роль России на этом мировом рынке сведена к поставке простой, необработанной древесины. Наша страна на данный момент не может реализовать весь огромный потенциал этой отрасли. Но многие считают, что в дальнейшем ЛПК сможет заменить нефтяную индустрию и давать государству твердые доходы.

Подводя итог сказанному, следует отметить, что развитие ключевых отечественных сырьевых компаний происходит в основном за счет собственных средств и прибыли, из-за низкого инвестиционного рейтинга российским корпорациям отказывают в получении кредитов под низкие проценты и на длинные сроки. Безусловно, экспортоориентированные компании приносят России основную прибыль. От этих отраслей импульс к развитию получает российское машиностроение, развивается сфера услуг. Но зависимость отечественной экономики от цен на сырье (прежде всего на нефть и газ) выглядит слишком явно. Ведущая роль углеводородов и металлов в экспорте ставит экономику в зависимость от колебаний конъюнктуры на внешних рынках. Более того, углеводородный сектор оказывается очень ненадежным источником роста даже в настоящее время, в условиях исключительно благоприятной внешней конъюнктуры. К сожалению, уменьшение уровня добычи и экспорта энергоресурсов для России на данном этапе экономического развития не представляется возможным. ТЭК — это “валютный цех” страны, он обеспечивает почти половину всего российского экспорта. При сбоях в отечественной экономике экспорт топливно-энергетических ресурсов стал своеобразной палочкой-выручалочкой, позволяющей смягчать последствия экономической нестабильности, и, обобщенно говоря, снимать социальное напряжение путем оказания огромной помощи формированию бюджета РФ, за счет которого складывается общая социальная обстановка в стране и уровень жизнеобеспеченности граждан. Касаясь глубинных процессов, которые стимулируются экспортом ТЭР, можно выделить привлечение инвестиций в экономику, финансирование импорта, основная часть которого является преобладающей в потребительском секторе страны, без валютных поступлений от экспорта ТЭР будет существенно затруднено ускорение технического прогресса и проведение структурных преобразований, экспорт необходим также для того, чтобы рассчитываться по внешним долгам и кредитам.

Несырьевой комплекс и его участие в формировании экспортного потенциала России

В современных условиях Россия участвует в мировом обмене пока преимущественно путём расширения торговли топливно-сырьевыми ресурсами. Вовлечённость в международную кооперацию производства, торговлю услугами, в международный научно-технический обмен оценивается крайне неудовлетворительно. Закономерно, что в таких условиях процессы наращивания российского экспорта, особенно в части продукции промышленного комплекса как наиболее многопрофильного сектора индустрии, могут стать важным элементом структурной перестройки и технологической модернизации экономики страны. В настоящее время структура промышленного производства крайне неэффективна, о чём свидетельствует незначительные объёмы поставок готовой и наукоемкой продукции на внешний рынок. На долю России на сегодняшний день приходится лишь 0,31% мирового производства наукоёмкой продукции, а её удельный вес в национальном экспорте не превышает 1,5% и значительно уступает аналогичным показателям промышленно развитых и ряда развивающихся стран[11].

Сужение внутреннего рынка из-за глубокого падения капиталовложений, снижения платежеспособного спроса населения, распад СССР и СЭВ привели к значительному падению производства. Однако потенциал развития перерабатывающего сектора экономики огромен.

Говоря о задачах, стоящих перед перерабатывающим сектором можно отметить, что предстоит еще много дальнейшей работы. По его словам, доля обрабатывающего в экономике сектора у нас ещё пока невелика — 13,7%, при этом в период кризиса она уменьшилась на 2%. Этот сектор проигрывает предприятиям сырьевой направленности по уровню рентабельности – если для такой отрасли, как добыча полезных ископаемых этот показатель составляет 31,7%, то для несырьевого сектора – порядка 11% в среднем по стране.

Среди причин, препятствующих повышению рентабельности несырьевых производств в первую очередь, можно выделить высокие ставки кредитов. Эта проблема в первую очередь касается проектного финансирования, «длинных» кредитов.

Только диверсификация экономики даст ту необходимую стабильность и независимость от отдельных рынков, которые пока у нас ещё есть.

Россия нуждается не только в создании инновационной системы, но и в технологическом обновлении производственной базы, адаптации тех технологий, которые уже существуют в мире, переносе их на российскую почву. Пытаясь построить инновационную экономику, недопустимо потерять индустриальную базу, созданную в России ранее.

Кроме того, важно развивать перерабатывающий сектор, диверсифицировать экономику для решения социальных проблем. Необходим перенос той нагрузки, которая лежит на государстве, на создание новых, эффективных рабочих мест в частном секторе. Развитие этого сектора приведёт к увеличению налогооблагаемой базы. Тогда многие проблемы будут постепенно уходить. Например, повышение производительности труда в существующей экономике на 20% дало бы нам сегодня возможность закрыть все проблемы, которые есть в бюджете и Пенсионном фонде».

Потенциал развития несырьевого сектора сегодня огромен. Кризис 1998 года привел к сокращению издержек производства и инвестиции в перерабатывающие предприятия увеличились. «Мы компенсировали падение 1998 года уже в 1999-м, а в 2000 году показали очень высокие темпы, самые высокие — 10%. Тогда рост ВВП произошёл за счёт, прежде всего, перерабатывающего сектора».

Сегодня у нас огромные перспективы роста за счёт углубления переработки сырья: минеральные удобрения, химия, лесопереработка, огромные возможности для развития в пищевой промышленности, и в сельском хозяйстве, и в машиностроении[12].

Высокий экспортный потенциал по-прежнему сохраняется в таких областях, как предоставление услуг спутниковой связи, услуг спутниковой навигации и позиционирования, продукции обработки информации дистанционного зондирования Земли. В торговле другими видами высокотехнологичной продукции и услуг наша страна не преуспела. Утрата части отечественного научно-технического потенциала, ставшая результатом значительного сокращения финансирования науки в течение последнего десятилетия, не дает оснований рассчитывать в ближайшей перспективе на ощутимое расширение присутствия России на рынке высокотехнологичной продукции[13].

Нашей промышленности удается изготовлять конкурентную продукцию в высокотехнологическом секторе. В первую очередь это касается оружия, экспорт осуществляется в 55 стран мира и составляет более 5 млрд. долл. Российские компании, производящие оружие, занимают на мировом оружейном рынке долю в 10-15%, уступая лишь США. Продажи отечественных вооружений постоянно растут, если в 2005 г. было продано на 3,71 млрд. долл., то в 2006 г. – 4,8 млрд. долл., в 2007 г.- 5,00 млрд. долл., таким образом каждый год рост отмечается в 35-40%. Российский портфель заказов на продажи вооружений за рубеж составляет около 14 млрд. долл., которые будут осваиваться в течение нескольких лет. Основные покупатели русского оружия, Индия и Китай, заявляют, что планируют покупать в ближайшие 20 лет на сумму не менее 1 млрд. долл. каждой из стран[14]. У наших компаний появляются новые партнеры в Иране, Малайзии, Кувейте, ОАЭ, Алжире и Вьетнаме.

В настоящее время в России усиливается процесс свертывания не только наукоемкой продукции, но также продукции легкой и пищевой промышленности, вытесняются с внутреннего рынка отечественные средства производства. Это относится не только к электронному оборудованию, в изготовлении которого Россия вряд ли может конкурировать с зарубежными странами, но даже к таким относительно несложным изделиям, как бурильные трубы, насосы для добычи нефти и другие виды техники, используемым в относительно благополучных сырьевых отраслях. Еще менее благоприятные перспективы складываются у российского экспорта готовых изделий в страны Запада. На рынках относительно несложных потребительских товаров российским экспортерам придется столкнуться с конкуренцией дешевой продукции из развивающихся стран, активно вытесняющих западные фирмы с их собственных национальных рынков. Экспорт технически сложных изделий российского производства на западные рынки уже затруднен их несоответствием высоким требованиям промышленно развитых стран в отношении экологических и эргономических характеристик машин и оборудования производственного и потребительского назначения. Положение осложняется тем, что рынки перспективной для российского экспорта продукции (прежде всего, военно-технической) чрезвычайно политизированы и пробиться на них за счет одной лишь ценовой конкурентоспособности товара практически невозможно. В тех случаях, когда Россия проявляет способность к поставке на внешний рынок действительно высокотехнологичной продукции, наши западные конкуренты не стесняются прибегать к политическому давлению на возможных покупателей, демонстрируя практику двойного стандарта.

В качестве одной из возможных альтернатив существует мнение о необходимости развития микроэлектронной промышленности в нашей стране. Доводы весьма красноречивы, но тем не менее, в условиях жесткой конкуренции со стороны иностранных производителей шансы России в этой отрасли очень невелики. Собственного производства современных микроэлектронных компонентов из-за устаревшей технологии и технологического оборудования в стране нет, и большая часть микроэлектронных компонентов и систем закупается за рубежом. В представительствах мировых микроэлектронных фирм существуют жесткие ограничения на продажу в Россию определенных типов микросхем. Существует реальная угроза экономической национальной безопасности страны из-за абсолютной беспомощности собственной промышленности в случае ограничения поставок западных микроэлектронных компонентов и информационных систем. Отрасль микроэлектроники сейчас неконкурентоспособна из-за устаревшего технологического оборудования, и развиваться без государственной поддержки она не сможет. Поэтому сейчас есть единственный способ сделать российскую промышленность конкурентоспособной: составить программу развития всей отрасли электронной промышленности, разместить заказы на предприятиях ВПК соответствующих отраслей, подлежащих перепрофилированию. Предложить инвесторам построить или профинансировать предприятия, встроенные в технологический цикл программы, под гарантии государства, в том числе в закрытых городах. Пусть Россия не будет страной массового экспорта электроники, но она может обеспечить свою промышленность и экономику, оставить в стране десятки миллиардов долларов, обеспечить научно-технический прогресс, занятость, спрос, увеличить бюджет страны в несколько раз.

Быстрое развитие программного обеспечения в мире создает вызов России как производителю и пользователю информационных технологий (ИТ). Развитие в России экспортной отрасли программного обеспечения сопряжено с решением целого ряда сложных экономических и административных проблем. Успех подобной программы будет зависеть от активности и последовательности политики правительства в течение 5-10 лет.

Информационные технологии – один из основных ресурсов развития в новом столетии. В центре структурной перестройки экономики ведущих промышленно-развитых стран находится информационно- технологический комплекс, включающий производство вычислительной техники, средств цифровой связи, производство программного обеспечения и информационных услуг.

В целом развитие в России отрасли программного обеспечения с экспортной ориентацией вполне возможно, общие условия и потенциал для этого имеется. Общие условия относятся к хорошо известным, но трудноразрешимым вопросам улучшения общего налогового и инвестиционного климата.

В случае проведения целенаправленной политики развития отрасли потребуется выделение этой задачи как приоритетной и наделение какого-то государственного органа специальными полномочиями, чтобы избежать обычной волокиты и межведомственной конкуренции. Можно ожидать, что спрос на программные продукты в мире будет расти в ближайшее десятилетие, в первую очередь, в связи с развитием и распространением Интернета и развития систем электронной торговли и бизнеса, но также и в связи с внедрением новых поколений вычислительной техники. По оценкам экспертов, промышленно развитые страны физически не смогут обеспечить подготовку необходимого количества специалистов соответствующего профиля в нужный срок. Следовательно, следует ожидать дальнейшего распространения практики оффшорного программирования. Россия может попытаться поучаствовать в освоении этого рынка. Фактически в этом случае Россия столкнется с конкуренцией на мировом рынке с налаженной экспортной отраслью в Индии. Россия имеет потенциал для этого, но требования в глобальной конкуренции будут весьма жесткими.

Россия упустила много времени и не выработала развитой промышленной стратегии в области высокой технологии. Общий неблагоприятный налоговый и инвестиционный режим, развитие коррупции создают значительные общие препятствия для развития экспортных отраслей в области высоких технологий. Общие препятствия развития отрасли информационных технологий в России носят, в общем, универсальный характер. Налоговый режим в настоящее время является крайне затруднительным для инвесторов. Россия располагает определенными преимуществами в области качества и количества квалифицированной рабочей силы, способной производить экспортную программную продукцию на иностранных языках. Россия имеет примерно 690 исследователей в технических науках на миллион жителей. Выпускники российских вузов традиционно имеют неплохое базовое математическое образование, что позволяет им, теоретически, достаточно быстро освоить некоторые, наиболее трудоемкие виды работ в программировании, не требующие высокой квалификации.

Источники информации

  1. Байков Н. Топливно-энергетический комплекс // Экономист,2008, №10, с.51
  2. Нарзикулов Р. Нефть, газ и внешняя политика России // Эксперт, 2009,№5, с.78
  3. Борисов С. На сырье надежды мало // Экономист, 2006, №2, с.33
  4. Борисов С. На сырье надежды мало // Экономист, 2006, №2, с.35
  5. Башмаков И. Энергетика России: стратегия инерции или стратегия эффективности? // Вопросы экономики, 2007, №8, с.110
  6. Ситро К. Роль минерально-сырьевого сектора в развитии экономики России // Экономист, 2008, №4, с.79
  7. Ситро К. Роль минерально-сырьевого сектора в развитии экономики России // Экономист, 2008, №4, с.80
  8. Байков Н. Топливно-энергетический комплекс // Экономист, 2008, №10, с.51
  9. Теплухин П. Освобождение от нефтезависимости // Эксперт, 2007, №2, с.36
  10. Теплухин П. Освобождение от нефтезависимости // Эксперт, 2007, №2, с.37
  11. Загашвили В. Интеграция России в мировое хозяйство // Российский экономический журнал, 2006, №8, с.24
  12. Экономический доклад Общероссийской общественной организации «Деловая Россия» — Итоги 2009 года и будущее экономики России: потенциал несырьевого сектора
  13. Экономический доклад Общероссийской общественной организации «Деловая Россия» — Итоги 2009 года и будущее экономики России: потенциал несырьевого сектора
  14. Доклад ИМЭМО РАН — Конкурентоспособность России в глобальном экономическом пространстве, 2007