Финансы некоммерческих предприятий

Финансовые ресурсы некоммерческих организаций — это денежные средства мобилизируемые ими из различных источников на осуществление и расширение своей деятельности.

Одни из услуг, оказываемых такими организациями, могут предоставляться бесплатно, другие только платно, третьи в сочетании того и другого.

Так в сферах государственного управления и обороны страны, где речь идет об оказании услуг обществу в целом, они предоставляются бесплатно. Некоторые услуги в области культуры, искусства, юриспруденции предоставляются потребителям только платно. Это услуги зрелищных предприятий, работа выставок, нотариата, адвокатуры и т.д. Преобладающую массу услуг составляет услуги социально культурного характера, которые предоставляют услуги социально-культурного характера, которые предоставляются как платно, так и бесплатно. Конкретный состав финансовых ресурсов, направляемых на удовлетворение социально-культурных потребностей. Зависит от характера этих потребностей.

Здесь можно выделить 3 группы:

  1. Потребности, имеющие огромное значение для всего общества, а потому их удовлетворение не должно зависеть от уровня получаемого каждым гражданином дохода и должно гарантироваться конституцией (например, наличие начального образования);
  2. Потребности, имеющие общественно значимый характер, но в силу ограниченности государственных ресурсов, покрываемые ими лишь частично в пределах минимума (минимальный уровень медицинского обслуживания населения, образование и т.д.).
  3. Индивидуальные потребности граждан, связанные с их отдыхом и охранной здоровья, обеспеченностью жильем и т.д., которые не покрываются за счет общества.

Источники финансовых ресурсов

В настоящее время для финансирования некоммерческих учреждений и организаций, оказывающих услуги социально-культурного характера используется следующими источниками:

  • Бюджетные средства, выделяемые на основе установленных нормативов. Нормативы бюджетного финансирования выполняют роль цены тарифа на предоставляемые работы, услуги государством потребителю. Нормативы должны быть ориентированы на конечные результаты деятельности учреждений.
  • Денежные средства государственных и муниципальных, частных и кооперативных предприятий, общественных организаций, граждан, поступающие за выполнение работы согласно заключенным с юридическими лицами договора и заказы населения. Например: поступление денежных средств за оказание сверхнормативных (дополнительных) услуг в сфере образования, здравоохранения и т.д. При этом ассигнования из бюджета не уменьшаются, а полученные денежные средства увеличивают финансовые ресурсу учреждения.
  • Поступления от оказания платных услуг населению и другим потребителям. Платные услуги предоставляются в соответствии с прейскурантом. При этом оказание платных услуг (работ) не может осуществляться взамен деятельности, финансируемой из бюджета.

Финансовые ресурсы общественных объединений и реформа финансирования непроизводственной сферы

Общественные объединения — это часть общественно политической системы страны, создаваемые на основе принадлежности к одной социальной группе, интересов, идеологии и т.д.

Их финансовые взаимосвязи обусловлены способом организации и деятельностью объединений. Добровольность создания общественных объединений приводит к тому, что основным источником их финансовых ресурсов являются вступительные и членские взносы; использование ими бюджетных средств является недопустимым. Общественный характер деятельности исключает возможность использования собственности объединений для извлечения их членами индивидуальных доходов.

Формируемые финансовые ресурсы направляются на покрытие расходов, обусловленных уставом объединения.

Финансы общественных объединений включают следующие денежные отношения:

  • Между общественными объединениями и их членами – по уплате взносов и различными выплатам и льготам;
  • Общественных объединений с предприятиями в связи с получением одних пожертвований;
  • Внутри учреждения по формированию и использованию фондов;
  • Между нижестоящими и вышестоящими общественными объединениями по передаче доходов и оказанию помощи со стороны.

Рост доходов от хозяйственной деятельности позволяет общественным объединениям увеличивать свое имущество и снижать долю членских взносов в общей сумме доходов.

В конце 80-ых годов прошлого века началась перестройка хозяйственного и соответственно финансового механизма организации непроизводственной сферы. Это позволило:

— существенно расширить самостоятельность учреждений, которые получили возможность использовать находящиеся в их распоряжении материальные, трудовые и часть финансовых ресурсов (сдавать в аренду основные средства, продавать их или списывать с баланса);

— осуществить переход многих учреждений непроизводственной сферы на платные начала функционирования;

— пересмотреть тарифы на оказываемые услуги;

— внедрить различные методы организации и оплаты труда.

Новый финансовый механизм характеризуется сочетанием бюджетного финансирования с развитием платных услуг (работ). При этом сочетание платно/бесплатно должно быть разумным. Улучшилась система экономического стимулирования результатов деятельности трудовых коллективов.